МОЯ ПЕСОЧНИЦА: Обучение грамоте и чтению по методу Монтессори

суббота, 27 мая 2017 г.

Обучение грамоте и чтению по методу Монтессори



Собираю для себя упражнения для обучения грамоте и чтению по методу Монтессори.
Буду постепенно добавлять фото
В чём оригинальность  идей?
Во-первых,  почти всегда есть возможность контроля ошибок( если упражнение не групповое) позволяет ребёнку выполнять задания самостоятельно!
Во-вторых, но не по значению, материал не перегружен: только самое важное и полезное.


Вместо предисловия
Что писала  Мария Монтессори и своём методе обучения чтению

Из книги М. Монтессори "Дом ребёнка":
 "Дидактический материал. Карточки или бумажные билетики, надписанные курсивом (буквы
высотою в сантиметр) и самые разнообразные игрушки.
 Опыт научил меня резко различать письмо и чтение и убедил меня в том, что эти два акта
совершенно не одновременны. Вопреки общепринятому взгляду, я утверждаю, что письмо
предшествует чтению. Я не считаю чтением пробу, которую делает ребенок, проверяя написанное им слово. Он просто переводит знаки в звуки, как прежде переводил звуки в знаки. При этой проверке он уже знает слово, которое повторял про себя во время написания. Чтением же я называю интерпретацию понятий по графическим знакам.
 Ребенок, который не слыхал, как слово произносится, но узнал его, увидев на столе составленным из картонных букв, и может сказать, что оно значит, — такой ребенок, по-моему, читает.Слово, которое он читает, стоит в таком же отношении к письменной речи, как слово,которое он пишет, — к членораздельной речи; и то и другое помогает воспринимать обращенную к нему речь. Поэтому, пока ребенок не воспринимает понятий при помощи написанных слов, он не читает.
...При обучении чтению я совершенно отказываюсь от букваря. Я нарезаю билетики или карточки из обыкновенной писчей бумаги. На каждой карточке пишу отчетливым курсивом, высотой в сантиметр, какие-нибудь общеизвестные слова — слова, уже многократно произносившиеся детьми и соответствующие предметам, им хорошо знакомым (например, "мама") или имеющимся у нас. Если слово относится к предмету, находящемуся перед ребенком, я подношу предмет к его глазам, чтобы облегчить ему интерпретацию слова. Скажу, кстати, что в большинстве случаев я пользуюсь при этом игрушками, которых в "Домах ребенка" большой запас. Сюда относится, напр., игрушечная мебель, кукольные домики, мячи, куклы, деревья, стада барашков или других животных, оловянные солдатики, железные дороги и т. п. В одном "Доме ребенка" имеются превосходные плоды из глины, вылепленные одним художником.
 Письмо дает возможность исправлять или, лучше сказать, направлять и совершенствовать
механизм членораздельной речи ребенка, чтение же облегчает развитие понятий и ставит их в
связь с развитием речи. Письмо содействует выработке физиологического языка, а чтение —
выработке языка социального...мы начинаем с номенклатуры, т. е. с чтения названий предметов, имеющихся налицо или хорошо известных детям.
 Над тем, с какого слова начинать, с трудного или с легкого, задумываться нам не приходится:
ребенок уже умеет прочесть всякое слово. Я заставляю ребенка медленно перевести написанное слово на язык звуков, и если этот перевод правилен, ограничиваюсь только тем, что говорю:"быстрее". Ребенок вторично прочитывает слово быстрее, часто все еще не понимая его. Тогда я повторяю: "Быстрее! Быстрее!". Он произносит все быстрее и быстрее одно и то же сочетание звуков и, наконец, слово озаряет его сознание: он отгадал. У него такой вид, словно он узнал друга; по лицу его разливается счастливое выражение, так часто сияющее в глазах наших ребятишек. Этим и заканчивается упражнение в чтении. Урок проходит очень быстро, потому что мы его даем лишь детям, уже подготовленным посредством упражнений в письме. Действительно, мы похоронили скучные и нелепые буквари и тетради с палочками.
Прочитав слово, ребенок кладет объяснительную карточку под предмет, название которого на
ней написано, и упражнению конец. Научив таким образом ребенка скорее понимать, какое
упражнение от него требуется, чем читать на самом деле, я изобрела следующую игру (цель ее—делать приятными настоящие упражнения в чтении, которые приходится часто повторять, а
самое чтение— быстрым и внятным).
Игра для чтения слов.
 Я раскладываю на большом столе множество разных игрушек. Для
каждой имеется соответствующая карточка, на которой написано название игрушки. Эти карточки перемешиваются в корзинке, а детям, уже умеющим читать, мы даем по очереди вынимать билетики.
 Каждый ребенок должен отнести билетик к своему столику, спокойно развернуть его и про-
честь про себя, не показывая окружающим. Потом он должен опять сложить его, храня про себя тайну написанного на бумажке слова. Со сложенным билетиком в руках он подходит к столу.
 Здесь он должен отчетливо произнести название игрушки и показать билетик директрисе, чтобы она удостоверилась, то ли он прочел. Таким образом, билетик становится чем-то вроде разменной монеты, на которую ребенок покупает названную им игрушку. Если он произносит слово отчетливо и верно указывает предмет, директриса позволяет ему взять игрушку и играть сколько угодно.
 Дав это проделать всем детям поочередно, директриса подзывает первого ребенка и заставляет
его вытянуть билетик из другой корзины. Этот билетик он прочитывает немедленно. На нем
оказывается написанным имя товарища еще не умеющего читать, и потому лишенного возможности получить игрушку. Прочитав имя, ребенок дает своему неграмотному товарищу игрушку, которой сам играл. Мы учим детей подавать игрушки вежливо и грациозно, сопровождая этот акт поклоном. Этим самым мы уничтожаем всякое неравенство между детьми и развиваем заботливое отношение к тем детям, которые не умеют еще читать."
Фото
Идея с коробочкой для первого чтения

 По книге Сороковой "Система М. Монтессори: Теория и практика":

РОЗОВАЯ СЕРИЯ

Montessori CVC Word Match Printables
Нужно придумать, как сделать это всё так же красиво, как здесь
 Открывает серию материал «Первое чтение». Он представляет собой набор из пяти — семи уменьшенных предметов, названия которых не содержат трудностей чтения, и небольшие листочки белой бумаги с розовым кантом. Вот пример такого набора: шар, слон, рыба, бусы, кукла, ручка. Учитель пишет на бумаге названия предметов, ребенок читает их и кладет рядом с соответствующими предметами. Поскольку он нередко угадывает слово по первым двум — трем буквам, такое чтение называют иногда интуитивным.

Вариант карточек для чтения с самопроверкой

 Чтобы ребенок увидел, как из букв постепенно получаются слова, их сначала записывают в его присутствии. В дальнейшем учитель готовит карточки со словами заранее, и дети упражняются с ними самостоятельно. Ребенок должен почувствовать радость от того, что он впервые читает, поэтому нецелесообразно включать в набор более семи предметов, чтобы не вызвать у него чрезмерного напряжения. Лучше составить несколько разных наборов и представлять каждый из них по отдельности. Позже дети могут заниматься с двумя — тремя наборами одновременно.
 Если при «Первом чтении» количество предметов было ограничено, то «Чтение с предметами из окружающей среды» дает ребенку более широкие возможности выбора. Учитель пишет на листочках бумаги названия предметов, имеющихся в комнате, — стул, стол, пол, полка, ваза, карандаш; ребенок читает и кладет слово рядом с соответствующим предметом. При этом ребенок должен не только найти его среди разнообразной мебели, посуды, дидактических материалов и т. д., но и решить, какой из множества стульев, столов, полок предпочесть. Для упражнений снова готовят карточки с названиями различных предметов. Если привязать к карточкам ленты — их можно будет подвешивать, а это детям нравится.


«Классификация при чтении» завершает подгруппу материалов для чтения отдельных слов. Материал представляет собой двойной набор карт: рисунки, слова подписи к ним на отдельных карточках, а также контрольные карты, содержащие точно такие же рисунки вместе с подписями- Montessori 3-Part Cards. Принцип подбора рисунков здесь тот же, что и в материале для расширения словарного запаса и классификации понятий окружающего мира: изображения предметов или живых существ, объединенных одним обобщающим понятием, и рисунок, на котором они собраны все вместе, иллюстрирующий это понятие. В качестве примера приведем следующий набор карт: птицы, грач, павлин, синица, филин, страус, утка, аист.
 Презентация материала состоит в следующем. На столе раскладывают карты-рисунки, карточки со словами лежат друг под другом отдельно. Ребенок читает слова и кладет их под соответствующими рисунками. Затем берут контрольные карты и проверяют правильность выполнения работы. Учителю достаточно ознакомить ребенка только с одним набором карт, с другими наборами он сможет заниматься самостоятельно.

 в продаже


  Тематические карточки из картинок и подписей с контролем ошибок-Montessori 3-Part Cards можно сделать самим:

Здесь можно скачать шаблон

Идея для хранения карточек:

3-Part Cards Pouch
DIGITAL PDF file - SPANISH Ocean Animals - Montessori 3 Part Picture cards - set of 14 cards.
 Фетровое поле для карточек- идея!


  Для дополнительных упражнений можно изготовить книжечки с картинками и подписями к ним, состоящими из одного слова. Принцип классификации здесь также сохраняется. Такие книжечки нравятся детям. Дома они с гордостью рассказывают родителям: «Сегодня я читала книжку!»
 Потренировавшись в чтении отдельных слов ребенок переходит к чтению последовательностей слов. С этой целью ему презентуется материал «Задания». Учитель пишет на бумаге задания типа: дай карандаш, нарисуй дом, вытри стол, найди лист бумаги. Знаков препинания и заглавных букв он при этом не употребляет. Ребенок читает и выполняет задания. Подобные задания пишут также на картах, подготовленных заранее. С такими картами дети впоследствии могут работать самостоятельно.

Завершает розовую серию материал «Тетрадь для чтения». На этом материале ребенок учится читать предложения. В тетради имеются сюжетные картинки и подписи к ним, которые состоят из одного предложения и умещаются на одной строчке. Желательно, чтобы все подписи в совокупности составляли связный рассказ, например такой. «Игрушки. У Иры кубики. Ира строит домик. У Алика клоун. Клоун носит жабо. У Лары кукла. Кукла спит. Ира, Алик и Лара рады игрушкам». Разумеется, в группе должно быть несколько разных тетрадей для чтения, чтобы интерес детей к этому занятию не пропадал.


Если ребенок проработал материалы розовой серии, можно переходить к «чтению с трудностями», т. е. к голубой серии. Таких серий несколько, и начинать можно практически с любой. Мы полагаем все же, что целесообразно начать с тех серий, с помощью которых ребенок учится читать слова с гласными е, ё, ю, я. В качестве примера рассмотрим материалы голубой серии.
ГОЛУБАЯ  СЕРИЯ
купить
 Вводный материал голубой серии аналогичен «Первому чтению» розовой. Он представляет собой набор из четырех — пяти уменьшенных предметов, названия которых не содержат трудностей чтения, — например, ракушка, конус, лист, квадрат, тигр — и один предмет, содержащий трудность в названии (в нашем случае это буква «е»), например мел.
 В материал входят также два ящика с напечатанными на маленьких карточках буквами: с одной стороны, прописная строчная, с другой — заглавная. В одном ящике буквы синие, во втором — красные.
 Презентация материала состоит из двух частей. Сначала учитель пишет на листочках бумаги слова без трудностей, а ребенок, как и при «первом чтении», раскладывает их рядом с соответствующими предметами. Последним записывают слово с трудностью, причем трудность выделяют красным цветом: «мел». Учитель произносит это слово правильно. Во второй части презентации учитель с помощью двух ящиков разъясняет, как читают подобное сочетание букв. Слово с трудностью выкладывают из синих и красных букв, причем красные буквы используют для визуального выделения трудности чтения — в нашем случае это «е». Затем учитель диктует и вместе с ребенком выкладывает еще несколько слов с той же трудностью, например: лес, мех, персик, тарелка, поле.
После занятий с уменьшенными предметами переходят, как и в случае с розовой серией, к реальным предметам. Учитель записывает названия предметов, окружающих ребенка, выделяя красным цветом буквы, представляющие собой трудность чтения: мел, крем, веник, свечка, тарелка. Ребенок читает их и кладет карточки рядом с соответствующими предметами.
Таким образом, эта презентация, по существу, ничем не отличается от презентации аналогичного материала розовой серии.
Далее следуют два материала, которым нет аналога в розовой серии: тетрадочки и карты с трудностями чтения. Тетрадочка содержит слова, трудность в которых по-прежнему выделена красным — по одному слову на странице, например: лес, крем, карета, печка, персик, поле, грелка. Для удобства работы с материалом на титульном листе тетрадочки имеется крупная красная буква «е». На карте также написаны слова с трудностями, но красным выделено трудное место только в первом слове, которое тоже проиллюстрировано картинкой. В качестве примера приведем следующую последовательность слов: свечи (с картинкой), белый, сел, серый, море, речка, дедушка. Презентация обоих материалов более чем проста: ребенок читает, учитель слушает. Так осуществляется переход к чтению с трудностями, визуально не выделенными.
Во всех остальных материалах текст пишут карандашом или ручкой одного цвета.
«Классификация при чтении» может содержать слова как с трудностью, так и без нее. Одна и та же трудность может также встречаться в слове несколько раз, что усложняет ребенку работу по сравнению с предыдущими материалами. Вот пример набора карт для нашей е-серии: фауна, зебра, бегемот, кенгуру, белка, беркут, канарейка, медуза. В е-, ё-, ю- и я-сериях целесообразно сделать также наборы карт для чтения слов, содержащих эти буквы после гласной или в начале слова. В таких комбинациях они читаются так, как называются. В качестве примера приведем набор: животные, енот, ехидна, гиена, волк, лиса, кабан, кит.
Далее голубая серия строится совершенно аналогично розовой, и нам остается только привести примеры заданий и предложений из тетради для чтения для нашей е-серии.
Задания: принеси стул, нарисуй речку, дай мне лист бумаги, найди белый цвет, дай мне кубик, найди веник.

Предложения: «Дикие животные. Кенгуру живут в Австралии. Кенгуру носит детей в сумке. Родина бизона — Америка. Пингвины живут в Антарктиде. Рост пингвина — 1 м. Жирафы — самые высокие животные. У жирафа быстрые ноги. Тигры — хищные звери».
 Материал «Слова иностранного происхождения» актуален прежде всего при изучении иностранных языков. Он предназначен для чтения слов, которые не подчиняются обычным правилам данного языка, а читаются по правилам того языка, из которого они были заимствованы. Так, например, слово Garage (гараж) пришло в немецкий язык из французского и звучит «г-а-р-а-Ж-е». Если же попытаться прочесть его «по-немецки», то получилось бы «г-а-р-а-Г-е», что неверно. Слово charmant (очаровательный) немцы прочтут точно так же, как и французы — «ш-а-р-м-а-н», в то время как по правилам немецкого языка сочетание ch дает звук, близкий русскому «х» или «щ». Пришедшее из английского языка слово clown (клоун) читается в немецком по-прежнему: «к-л-А-У-н». Материал представляет собой карточки с черным кантом, на которых написаны слова иностранного происхождения. Он презентуется в виде трехступенчатого урока.
 Если ребенок научился читать предложения, можно перейти к текстам. Для этого существуют интереснейшие серии материалов «Определения». Наряду с совершенствованием чтения эти материалы передают ребенку новую информацию естественно-научного содержания и способствуют созданию внутреннего порядка в его сознании. Материалы в доступной для ребенка форме рассказывают о структуре предметов, о строении растений и животных. Каждому новому термину дается научное объяснение в виде небольшого текста, состоящего из двух — четырех предложений.
 Лучше, если тексты составлены на основе книг или атласов по ботанике, зоологии, анатомии, географии. Тексты сопровождаются иллюстрациями. Так, например, если речь идет о строении цветка, то на рисунках все время изображен цветок, но закрашена только та его часть, о которой идет речь в соответствующем тексте: цветок, пестик, тычинки, чашечка, лепестки. Таким образом, материал «Определения» тесно соприкасается с разделом «Космическое воспитание».
в продаже
 Перед началом работы с серией «Определения» обращаются к реальному предмету, о структуре которого пойдет речь: цветку, дереву, животному и т. д. Предмет разделяют, если это возможно, на части и рассматривают их по отдельности. Если же предмет нельзя расчленить или просто жаль разрушать, то его рассматривают целиком, обращая внимание ребенка на отдельные части. Так, сухие лепестки и тычинки тюльпана сами легко отпадают от стебля, а вот ломать дерево совсем не нужно. Животных, например жирафа, можно увидеть в зоопарке.
Серия «Определения» состоит из тетради с иллюстрациями, описанной выше, и конвертов А и Б. Тетрадь предназначена для расширения словарного запаса. Часть слов ребенку уже знакома, новые понятия вводятся на трехступенчатом уроке.
 Конверт А содержит материал, совершенно аналогичный «Классификации при чтении»: карты с такими же рисунками, как и в тетради, карточки со словами — названиями предмета и его частей, контрольные карты к ним. Во время презентации ребенку предлагается прочесть слова и сопоставить их рисункам. Коррекция ошибок проводится с помощью контрольных карт.
В конверте Б находятся книжечка с определениями и материалы для упражнений 1, 2 и 3. В книжечке с определениями мы видим все те же рисунки, что и в открывающей серию тетради, и тексты к ним. Вводимый термин — название части предмета, о которой идет речь — выделен красным цветом. Ребенок читает текст и рассматривает картинки.
 Материал для упражнения 1 представляет собой карты с такими же текстами, как и в книжечке с определениями, но без иллюстраций. Термины по-прежнему выделены красным. Учитель дает ребенку текст, предлагает прочесть его и найти подходящий рисунок в книжечке с определениями. Как только рисунок найден, тексты на карте и в книжечке сравнивают. Так осуществляется контроль ошибок.
 Материал для упражнения 2 отличается от материала для упражнения 1 только тем, что в текстах оставлено свободное место для пропущенных терминов, а сами они написаны на отдельных карточках. Ребенок читает текст и ищет пропущенное понятие. Проверить ошибки можно при помощи одного из двух предшествующих материалов. 
Наконец, материал для упражнения 3 представляет собой карты из упражнения 1, разрезанные на полосы, из которых ребенок должен снова составить связный текст. Основная задача учителя здесь — показать ребенку систематическую работу с материалом.
Приведем пример текста серии «Определения»: «Жираф. Жираф — самое высокое животное в мире. Его рост почти 5 м. Туловище жирафа сильное. Передняя часть туловища шире задней. Вытянутая голова плывет высоко над поверхностью земли. Шея часто покачивается из стороны в сторону. Она украшена короткой гривой. Тонкие ноги жирафу нужно широко расставить, чтобы попить воды. Хвост с черной кисточкой — важное средство общения».

УПРАЖНЕНИЯ

Играем на трёхступенчатом уроке, как в магазин: слова служат этикетками.
1. Это жук. 2. Покажи мне, где "жук".3. Что это?( указываем на слово "жук") и т.д.

ЗВУКОВЫЕ КОРОБОЧКИ
 Перед обучением грамоте Монтессори предлагала выполнять упражнения для различения звуков. С этой целью нужно подготовить небольшие предметы и игрушки, которые раскладываются в коробку с отделениями (больше всего подходит кейс для инструментов). На каждом ящичке клеится буковка, обозначающая определённый звук, который имеется в игрушках.
Контроль ошибок: в каждой коробочке должно оказаться по три предмета. Вполне в духе ММ было бы наклеить на дно непрозрачной коробочки изображение трёх предметов, которые должны в ней оказаться.


НАЧАЛО, СЕРЕДИНА, КОНЕЦ
Возраст 3 - 5 лет
Цель упражнения
Утончение слуха. Распознавание звуков русского языка, его
мелодичного звучания. Умение выделить отдельный звук и определить
его место в названии предмета.
Материал
Коробка с различными маленькими предметами, в названии которых слышится один из звуков. Например, “М”. Тогда в коробке лежат машина, медведь, марка, монета, замок, гном. К этому прилагается поднос, разделенный на три части.
Описание работы
Ребенок берет из коробки один из предметов, называет его вслух и
определяет, где он слышит звук “М”: в начале, середине или в конце
слова, кладет этот предмет в соответствующее отделение подноса.
Комментарий
 Как известно, согласные звуки русского языка имеют разные качества,
могут задать твердо и мягко. Дети быстро замечают эту особенность,
даже если специально не говорить с ними об этом. Упражнения со
звуками очень хорошо развивают в них языковую интуицию, которая
впоследствии станет основой грамотной речи. Можно попытаться
подобрать в коробочке предметы, в названиях которых будет звук
именно одного какого-то качества. Делая следующий шаг по пути
абстрагирования, в коробку вместе с предметами можно положить
также картинки, выполняющие ту же функцию. Ребенок будет
называть предметы, изображенные на картинках, и раскладывать их по
отделениям подноса. Как видим, упражнение относится к чисто
фонетическим, никак не связанным с письмом, и тем более с
письменной речью. Ребенок может работать с этим материалом, вовсе
не зная букв, символизирующих звуки. Момент перехода от звука к
букве произойдет гораздо позже, когда у ребенка появится
естественная потребность как-то обозначить, зафиксировать
отдельный звук. Наблюдающий учитель обязательно отмечает этот
момент в жизни ребенка и помогает ему сделать следующий шаг.
Где применялось упражнение
В детских группах Дома Марии Монтессори в Москве и в других городах России
Дата 1993-1994
Упражнение описано по материалам Международного курса Монтессори -педагогики в Немецкой академии развития и реабилитации 1992-1993 гг.

ЗВУКИ В КРУГУ (групповое занятие)
Возраст 3.5-5 лет
Цель упражнения
Утончение слуха. Распознавание звуков родного языка. Умение
выделить отдельный звук в контексте слова и определить его место в
названии предмета.
Материал
Коробка с маленькими предметами, в названии которых слышится
один из звуков. Предметов должно быть по количеству детей в группе.
Поднос разделен на 3 части.
Описание работы
Дети сидят в кругу. В центре круга на коврике лежит коробка с
предметами и поднос, разделенный на 3 части. Дети по очереди
выходят в круг и выбирают в коробке одну из игрушек. Затем по
просьбе учителя каждый из детей встает, четко произносит название
своей игрушки-предмета и определяет тут же, где он слышит звук,
который назвал учитель: в начале, середине или конце слова. Дети
одобряют или корректируют услышанный вариант. Можно попросить
детей, чтобы они каждый раз поясняли качество звука: мягкий он или
твердый. Малыш кладет свой предмет в соответствующую лунку
подноса и определяет их место в контексте слова.
Комментарий
В этом упражнении игрушку-предмет можно заменить картинками. Их
легче подобрать в любом количестве. Упражнение проводить
неоднократно, предлагая детям коробки с различными предметами или
картинками. При этом детям пока не даются понятия гласных и
согласных и не обращается специальное внимание на принципиальную
разницу звуков языка. Сравнение происходит пока подсознательно,
интуитивно.
Где применялось упражнение
В детских группах Дома Марии Монтессори в Москве и в других городах России
Дата 1993-1994

ИГРА В КАРТЫ
Возраст 2 - 4 года
Цель упражнения
Расширение запаса слов. Классификация. Обобщение. Сопоставление картинки и названия предмета, на ней изображенного. Косвенно идет подготовка к космическому воспитанию.
Материал
Разнообразные наборы карт красного, зеленого и желтого цветов с
изображениями различных животных, растений, предметов,
относящихся к человеку. В каждой серии есть обобщающая
контрольная карта. На ней изображены сразу все предметы, живые
существа или растения серии.
Описание работы
1 часть. Ребенок раскладывает на столе красные карточки одной серии, разглядывает их и называет, что на них нарисовано. Если каких- то животных он не знает, учитель проводит трехступенчатый урок по этой серии.
2 часть. Ребенок раскладывает на столе красные карточки из
нескольких серий. Например: “домашние животные”, “лесные звери”,
“животные джунглей”. Все карточки перемешиваются или
переворачиваются. Ребенок упорядочивает все карточки по трем
соответствующим сериям, а потом сравнивает с контрольными картами.
Комментарий
 При изготовлении карточек следует обратить внимание на то, чтобы
рисунок представлял собой только одно животное, был ясен, прост и
реалистичен. Фон рисунка белый, но край карточки должен оставаться
соответствующего цвета (красный, зеленый, желтый), причем в сериях
- не отличаться по оттенкам. Этот материал, можно сказать, открывает
для ребенка возможность работы с любыми картинками и
последующих упражнений со всевозможными карточками.
Он позволяет ребенку не теряться в мире слов, как бы раскладывая их
в своей голове по полочкам. Контрольные карты дают ему, во-первых,
возможность самоконтроля, а во-вторых, позволяют выстраивать
обобщения. Некоторые из них впоследствии будут обозначены
обобщенными словами языка. В работе с карточками, которая
происходит вслед за упражнениями с предметами и картонными
фигурками, ребенок делает еще один шаг по пути к абстрагированию.
Где применялось упражнение
В детских группах Дома Марии Монтессори в Москве, других Монтесссори - группах России. Германии.
Дата 1993-1994
Подготовлено на основе материалов международного Монтессори -курса в немецкой академии развития и реабилитации (Германия).


ГЛАСНЫЙ ПОД УДАРЕНИЕМ
Возраст 3.5-5 лет
Цель упражнения
Утончение фонетического слуха. Распознавание отдельных звуков
родного языка. Улавливание мелодии языка через ударение в словах.
Интуитивное ударение. Соотнесение гласного звука и его символа.
Материал
Касса букв на гласные, сшитая из голубой материи. Кармашки
обозначены соответствующими буквами. К этому есть коробка с
картинками, изображающими разные предметы.
Описание работы
Ребенок кладет перед собой кассу гласных и ставит коробку с
картинками. Он вынимает из коробки одну за другой карточки и четко
произносит название изображенного на ней предмета. Он старается
распознать на слух ударный гласный и вкладывает карточку в
соответствующий кармашек кассы.
Комментарий
Упражнение предлагается ребенку в тот период, когда он свободно
работает с подвижным алфавитом и сравнение звука и буквы на
механическом уровне у него уже произошло. Теперь малыш как бы
углубляет, совершенствует свои представления о свойствах отдельных
звуков языка, обращает внимание на то, что ударными могут быть
только гласные звуки, и, если гласных в слове несколько, то один из
них обязательно звучит ярче, сильнее остальных.
Где применялось упражнение
В детских группах Дома Марии Монтессори в Москве.
Дата 1993-1994

ТВЕРДЫЙ - МЯГКИЙ
Возраст 5 - 6 лет
Цель упражнения
Утончение фонетического слуха. Распознавание качества согласных
звуков по твердости. Упорядочивание фонетической системы языка.
Фонетический анализ.
Материал 
Поднос” разделенный на 3 части. Набор табличек со словами, в
которых красным выделена одна из букв, обозначающих мягкий или
твердый согласный.
белка кабан
На обратной стороне табличке стоит знак этой согласной для
cамопроверки.
твердый мягкий
Описание работы
Ребенок ставит перед собой поднос и берет из большого отделения по
одной табличке со словами. Он определяет мягкость или твердость
согласного звука, обозначенного красной буквой и кладет в
соответствующую ячейку подноса. Когда таблички будут полностью
рассортированы, ребенок может самостоятельно проконтролировать
себя, перевернув их.
Комментарий
Выполняя это упражнение, ребенок делает для себя открытие - он
реально видит, что твердо и мягко звучащие согласные на письме
обозначаются одной и той же буквой. И в этом смысле согласных
звуков в языке гораздо больше, чем букв. Это открытие малыш делает
теперь уже достаточно осмысленно, потому что, кроме чувственного
восприятия звука, он пользуется, анализом, т. е. способом
мыслительной деятельности.* Именно на основе анализа он
классифицирует согласные. Этот материал следует предлагать ребенку
раньше, чем он перейдет к анализу гласных, потому что именно на
основе отношений к мягким или твердым согласным строится система
гласных русского языка.
Где применялось упражнение
В детских группах Дома Марии Монтессори в Москве. (Материал
проходит стадию эксперимента).
Дата 1994

ГЛУХОЙ - ЗВОНКИЙ
Возраст 5 - 6 лет
Цель упражнения
Утончение фонетического слуха. Развитие интуиции Упорядочивание
фонетической системы языка. Фонетический анализ.
Материал
 Поднос, разделенный на 3 части. Набор карточек с изображением
согласных букв. На обратной стороне - символы глухости или
звонкости.
Описание работы
Ребенок ставит перед собой поднос с материалом. Он берет одну за
другой смешанные карточки с буквами, озвучивает их, то есть
произносит вслух звук, изображение которого видит, и раскладывает
карточки в соответствующие ячейки подноса.
Комментарий
Работа с этим материалом углубляет ребенка в анализ русской речи.
Он упражняется со звуками, произнося их вслух и интуитивно
чувствуя разницу в звучании. Символы звуков - буквы играют в этом
упражнении второстепенную роль. На этом этапе они уже хорошо
знакомы ребенку по работе с подвижным алфавитом и шершавыми
буквами. В построении материала можно усложнить его, предложив
ребенку парные карточки и для мягких согласных. Изображение
звуков на карточках лучше давать в квадратных скобках, как
транскрипции, объясняя тем самым, что мы упражняемся именно в
фонетике, а не в грамматике. К этому материалу ребенок может взять
соответствующие печатные листы с тестами и упражнениями.
Где применялось упражнение
В детских группах Дома Марии Монтессори в Москве. (Материал
проходит стадию эксперимента).
Дата 1994

ДОМИНО ИЗ БУКВ
Возраст 4 - 5 лет
Цель упражнения
Распознавание букв как символов звуков в написанных словах.
Впитывание целых слов. Интуитивное чтение.
Материал
Мешочек, в котором сложены таблички с надписями слов, в каждом
слове выделены красным первая и последняя буквы. На обратной
стороне карточки стоит контрольный рисунок. Например: роза, ангел,
лимон, носок, кулич, чайник, кот, три, игла, ананас, серп, петух,
хоккей.
Описание работы
Ребенок высыпает перед собой таблички из мешочка и переворачивает
их словами вверх. Он складывает цепочку слов, подбирая их так,
чтобы первые и последние буквы совпадали. Например: РОЗА ”
АНГЕЛ - ЛИМОН. Если ребенок еще не готов к различению букв, он
может работать с материалом через фонетику. Для этого он кладет
таблички вверх картинками и проделывает ту же работу, но произнося
вслух название картинки. При этом малыш старается подобрать
таблички так, чтобы в цепочке совпадали первый и последний звуки
слов.
Комментарий
Работа с этим материалом продвигает ребенка в интуитивном чтении
слов. Выполняя механическую работу по подбору одинаковых букв,
малыш интуитивно впитывает написанные на табличках слова. В этом
случае картинка на обороте таблички служит для него контролем. Если
же малыш работает только с картинками, то он невольно утончает
слух, выделяя отдельные звуки произносимых слов. Обе задачи
чрезвычайно важны в процессе развития языка.
Где применялось упражнение
В детских группах Дома Марии Монтессори в Москве. Материал проходит стадию эксперимента.
Дата 1994

СОЧИНЕНИЕ СЛОВ
Возраст 4 - 6 лет
Цель упражнения
Умение пользоваться собственным словарным запасом. Сопоставление
звукового и письменного образа слова.
Материал
 В коробке голубые и розовые карточки с изображением пар букв. На
каждой по две буквы, причем одна написана черным карандашом,
другая - красным. На голубом фоне - гласные, на розовом - согласные.
б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-з, з-с, к-т, с-т, с-ц, т-ц, ф-т, х-г, ц-ч, а-я, ы-и, у-ю, о-
ё, э-е, и-й.
Описание работы
Ребенок вынимает из коробки одну за другой карточки и придумывает
слова, начинающиеся с букв, которые на них написаны. Он делает это
устно, а если умеет уже писать, то письменно, например: банка - палка,
ваза - фраза, астра -ястреб.
Комментарий
Работа с этим материалом имеет смысл, когда ребенок уже легко
ориентируется в звуковом строе языка, когда дня него не является
проблемой, увидев букву “б”, воспроизвести ее звуком. Упражняясь с
парами букв или звуков, малыш в данном случае занимается
словотворчеством, отыскивая в своем словарном запасе необходимые
слова. Надо сказать, что работа эта довольно сложная - не так-то много
известных слов на некоторые согласные и гласные. Мы наблюдали,
как дети с удовольствием придумывают фантастические слова,
конструируют язык и даже пытаются объяснить смысл выдуманного
слова. С этим материалом дети любят работать вдвоем или втроем.
Где применялось упражнение
В детских садах К. И. Фаусек в 20-х годах, в детских группах Дома Марии Монтессори в Москве.
Дата 1994-1995
Материал разработан в цветовой интерпретации ДММ к применению
по книге Ю. Фаусек “Школьный материал Монтессори” М. 1929

КАРТИНКА - СЛОВО (розовая серия)
Возраст 4 года
Цель упражнения
Интуитивное чтение, упорядочивание слов языка, сравнение слова и
изображения предмета.
Материал
В конверте лежат карты с картинками, таблички со словами к ним,
контрольные карты, где слово и картинки объединены. Материал
может представлять несколько конвертов, подобранных по темам:
цветы, одежда, животные. Важно, чтобы слова на табличках были
просты для прочтения, не содержали трудностей.
Описание работы
Ребенок кладет перед собой конверт с картами. Он выкладывает на
стол картинки, а затем подбирает к ним таблички со словами.
Контрольные карты помогут малышу самостоятельно проверить
выполненную работу.
Комментарий
Материал предъявляется ребенку после того, как пройдет этап работы
с предметом и словом. Перед ним стоит теперь более абстрактная
задача. Но пока малыш читает слова все еще интуитивно, по
очертанию отдельного слова. В этом смысле большое значение имеет
объем карточного материала. Ребенок продолжает расширять свой
словарный запас и все больше интересуется предметами,
изображенными на картинках.
Где применялось упражнение
В детских группах Дома Марии Монтессори в Москве и в других
городах России, в Монтессори - группах разных стран.
Дата 1993-1994 и ранее.
Упражнение описано по материалам Международного курса Монтессори – педагогики в Немецкой академии развития и реабилитации (Мюнхен).

КНИЖКА С КАРТИНКОЙ И СЛОВОМ (розовая серия)
Возраст 4 года
Цель упражнения
Ребенок сопоставляет картинку и слово. Интуитивное чтение с
попыткой осмысления прочитанного в книге.
Материал
Книжка, в которой на одной странице нарисован предмет, а на другой
словом написано его название. Книжечка может быть не одна, но все
они розового цвета. Слова в них простые, как и во всей серии, и лучше,
если собраны в группы: “фрукты”, “овощи”, “цветы” и т. д.
Описание работы
Ребенок берет книжку, прочитывает слово на каждой странице и
сопоставляет его с картинкой. Он впервые осознает, что читает
настоящую книжку, и ему дается это легко.
Комментарий 
Безусловно, первая книжка малыша очень примитивна. Картинка -
слово. Он уже не раз “читал” так, работая с другим материалом. Но
здесь случай особый - здесь он держит в руках настоящую книжку,
листает настоящие страницы и делает это с завидной легкостью.
Чтение как бы само входит в жизнь ребенка, без насилия и увещеваний
со стороны взрослого.
Где применялось упражнение
В детских группах Дома Марии Монтессори в Москве и в других
городах России, в Монтессори - группах других стран.
Дата 1993-1994 и ранее.
Упражнение описано по материалам интернационального курса Монтессори -педагогики в Немецкой академии развития и реабилитации (Мюнхен).

ПРЕДЛОЖЕНИЕ - ЗАДАНИЕ (розовая серия)
Возраст 4 года
Цель упражнения
Связное чтение. Осмысление прочитанного. Проживание
прочитанного.
Материал
Заранее заготовленные полоски, на которых написаны задания для
детей. Слова в заданиях очень простые, характерные для розовой
серии.
Описание работы
Ребенок берет полоски, читает задания и выполняет их одно за другим.
Упражнение можно использовать в работе с группой детей. Каждый
получает свое задание и выполняет его.
Комментарий
 В этом упражнении ребенок впервые читает сразу несколько стоящих
слов - предложение. Он должен объединить их в своем сознании, и
понимание прочитанного будет служить сигналом к выполнению
действия, к проживанию прочитанного. Это классический материал
Монтессори. Упражнения с ним описаны во многих ее книгах, а также
в работах ее последователей.
Где применялось упражнение
В детских группах Дома Марии Монтессори в Москве и в других
городах России, в Монтессори - группах разных стран.
Дата 1993-1994
Упражнение описано по материалам Международного курса
Монтессори -педагогики в Немецкой академии развития и реабилитации (Мюнхен).

ПЕРВОЕ ЧТЕНИЕ ТРУДНЫХ СЛОВ (голубая серия)
Возраст 4 года
Цель упражнения
Первое прочтение с трудностями. Сопоставление слова и предмета.
Материал
 Коробочка с мелкими игрушками. На дне коробочки голубой конверт с
табличками, на которых написаны слова, обозначающие эти игрушки.
Слова и предметы подобраны так, что в них содержится одна какая-
нибудь трудность. Другие же составляют прочий идентичный
материал. Приводим типы комплектов голубой серии для трудностей
русского языка:
о - а
б - п
в - ф
ч - ш
к – х
с - з
и – е
---------------------------------------
з – с
г - х
г - к
д - т
г - в
и - ы
ый - ой
-----------------------------------------------
я - е
т - ш
тся - ться - ца
а - о
ий - ой
ий - ей
На все эти трудности при правильном чтении строятся отдельные
наборы голубых карт, табличек, книжечек. Здесь мы рассматриваем
первый из материалов голубой серии для трудностей при чтении слов
с “о-а”.
Описание работы
Ребенок расставляет перед собой предметы из коробочки: олень,
крокодил, сова, поросенок, корова, ворона, охотник. Затем он
открывает голубой конверт и достает оттуда таблички со словами.
Малыш читает эти слова и раскладывает таблички к предметам.
Комментарий 
Происходит процесс интуитивного чтения слов. Несмотря на разницу
в написании и произношении слова, ребенок интуитивно
идентифицирует предмет и слово и сопоставляет их чаще всего точно.
Где применялось упражнение
В детских группах Дома Марии Монтессори в Москве и других
городах России.
Дата 1993-1994
Упражнение описано по материалам Международного курса Монтессори -педагогики Немецкой академии развития и реабилитации (Мюнхен) 1992- 1993 гг.

СОРТИРОВКА СЛОВ (белая серия)
Возраст 4 - 6 лет
Цель упражнения
Осмысленное чтение. Классификация слов. Обобщающие слова.
Подготовка к космическому воспитанию.
Материал
Коробка с двумя отделениями. В одном лежат четыре таблички со словами:
животные - красный ободок человек - желтый ободок растения -
зеленый ободок явления природы - синий ободок.
Во втором отделении коробки лежат записки с различными словами,
которые можно отнести к этим четырем группам.
Описание работы
Ребенок ставит перед собой материал и выкладывает на стол сначала 4
основные таблички. Затем он по одной прочитывает записки и
раскладывает их в 4 соответствующие колонки.
Комментарий
Материал позволяет ребенку оперировать только с написанным
словом, без “подпорок” из предмета или карлики. Малыш опирается
только на образное восприятие прочитанного, анализирует слово и
производит классификацию. Работа требует абстрагирования и хороша
как тестовой материал для определения готовности ребенка к
следующей ступени - чтению предложений и связных текстов.
Где применялось упражнение
В детских группах Дома Марии Монтессори в Москве.
Дата 1993-1994

КНИЖКИ ИЗ “АЗБУКИ” Л. Н. ТОЛСТОГО
Возраст 4 - 6 лет
Цель упражнения
Начальное сознательное чтение
Материал
Самодельные книжки, на одной странице которых - картинка, а на
другой -предложение, взятое из текстов “Азбуки” Л.Н.Толстого.
Описание работы
Ребенок читает предложения в книжке и разглядывает картинку, сравнивая их.
Комментарий 
Тексты Л.Н.Толстого из “Азбуки” погружают ребенка в чистый, яркий,
богатый русский язык, какого не найти ни в каких других современных
текстах. Вот почему, интерпретируя Монтессори - материал для
детского чтения, мы воспользовались именно толстовской “Азбукой”.
Кроме того. Лев Николаевич словно предугадал последовательность
предъявления ребенку материала для чтения. Розовая серия “легких”
слов Монтессори прямо повторяет III раздел “Азбуки” Л.Н.Толстого,
где записаны слова без трудностей при прочтении. Многие его
рассказы из “Новой азбуки” тоже могут служить основой для книжек
Монтессори. Конструируя этот материал, мы пользовались также
дневниковыми записями Ю.Фаусек, в которых она приводит много
собственных текстов для первых книжек. Надо сказать, что эти тексты,
по нашим наблюдениям, более сложны, чем толстовские, и дети
переходят к ним позже. Наряду с классическими первыми книжками,
мы, разумеется, предлагаем и свои собственные, составленные
педагогами детских групп Дома Марии Монтессори. Эти книжки тоже
пользовались успехом у детей.
Где применялось упражнение
В детских группах Дома Марии Монтессори в Москве.
Дата 1993-1994

ПОСТРОЙ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Возраст 4 - 6 лет
Цель упражнения
Соединение отдельных слов в предложение. Знакомство с понятием
предложения. Упражнение в чтении отдельных слов и их осмыслении.
Материал Группы разноцветных карточек, на которых на белом фоне написаны
письменным или печатным шрифтом различные слова. Из карточек
одного цвета можно составить предложение. Цветные карточки могут
быть заменены белыми с цветным кантом.
Описание работы
Ребенок приносит коробку с карточками на стол, вынимает карточки и
раскладывает их по цветам. Затем он читает слова на карточках одного
цвета и кладет их одно за другим, чтобы они составили предложение.
При этом не столь важен порядок слов, сколько смысл составленного
предложения.
Комментарий 
Это упражнение предлагается ребенку, уже умеющему читать
отдельные слова, то есть на следующем этапе после интенсивного
чтения. Здесь впервые малыш должен осознать, что слова в языке по
смыслу и мелодии объединены в группы. Вводится заглавная буква
первого слова в предложении. По этому поводу разговор ведется после
того, как ребенок сам, зрительно, уже сделал это открытие. Со
временем упражнение можно усложнить, подобрав предложения так,
чтобы они составляли короткий и законченный текст.
Где применялось упражнение
Проходит стадию экспериментальной апробации в детских группах Дома Марии Монтессори в Москве.
Дата 1994-1995

КАК “ГОВОРЯТ” ЖИВОТНЫЕ
Возраст 3 - 6 лет.
Цель упражнения
Расширение запаса слов. Тренировка в чтении отдельных слов.
Космическое воспитание (зоология).
Материал Коробка с двумя отделениями. В одном отделении лежат карточки с
изображениями или (для читающих детей) с названиями животных,
например: осел, кошка, утка, петух, кузнечик. Во втором - карточки, на
которых написаны названия звуков, произносимых этими животными:
ревет, кукарекает, стрекочет, крякает.
Описание работы
Ребенок ставит перед собой коробку с материалом и выкладывает
перед собой в ряд карточки с изображениями животных. Затем берет
по одной карточке из другого отделения, где записаны названия звуков
животных, и объединяет их. Например: утка - крякает, кошка -
мяукает, петух - кукарекает. Когда все карточки выложены в ряд,
ребенок может контролировать себя, перевернув карточки, где на
обратной стороне отмечена пара контрольных знаков.
Комментарий 
Как известно, с рождения до 6 лет ребенок переживает сензитивный
период развития родного языка, поэтому именно в этот период
особенно важно дня него расширение словарного запаса. Одним из
важнейших способов развития речи служит постоянный речевой
контакт с ребенком взрослых или старших братьев и сестер. Но слова
запоминаются гораздо легче, если, кроме слуха, в работу включаются и
другие органы чувств: зрение и тактильные ощущения. Предлагая
ребенку упорядочивать ряд карточек, находить пары карточек, из
которых одна соответствует другой, мы тем самым предоставляем ему
возможность узнавания слов, пока не входящих в его словарный запас.
При этом знаки на обороте карточек помогут повести эту работу без
помощи взрослого, самостоятельно. Если материал взял ребенок, еще
не умеющий читать, можно предложить ему в помощники кого-то из
читающих друзей. И тому, и другому ребенку небесполезно работать с
этим материалом. Попутно не умеющий читать приобщается к
интенсивному чтению. Работа с материалом, кроме прочего, ведет к
упорядочиванию сознания.
Где применялось упражнение
Материал проходит экспериментальную стадию в Доме Марии Монтессори в Москве.
Дата 1994
Montessori Moveable Alphabet, Language Arts, Preschool, Toddler, Montessori Materials, Kids activities, Free Printables, phonics www.naturalbeachliving.com:
 У нас есть такая касса с русским подвижным алфавитом,
 а вот такое поле для составления слов и красивые карточки мне надо придумать...
источник фото
 Ю. Фаусек"Школьный материал Монтессори":Карточки для чтения. Для первоначального чтения у нас практикуются десять серий карточек с написанными на них словами (дети Монтессори обычно читают рукописный шрифт раньше печатного). В каждой серии по двенадцати слов. Читать дальше.

Номенклатура. Материал для номенклатуры состоит из карточек с написанными на них словами, относящимися к различным предметам материала Монтессори:


 Кое-что из готовых карточек -Первое чтение с картинками. Розовая и голубая серии карточек для чтения- можно скачать здесь
Купить карточки "Первочтение"
Карточки скачать

Рабочие тетради в системе Монтессори тоже есть:






Нужно сделать(!)  розовые таблички с тесемками, на которых написаны названия предметов из окружающей среды: шкаф, стол, стул, пол, стена, машина, холодильник и т.д. Ребенок читает название и вешает на соответствующий предмет в комнате или квартире.
Фото
Идея с кармашками для подвижного алфавита!

Скачать книгу для чтения  "Это кот, это шар...Читаем с Монтессори"
Автор: К.Сумнительный, С.Сумнительная

7 комментариев :

  1. Замечательная копилочка, Оксана Дмитриевна! Я многое использую в индивидуальной работе при подготовке к школе из системы Монтессори. Спасибо за ссылки на карточки!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Рада приветствовать коллегу!:)Я тоже теперь уже навсегда вместе с этой системой, даже если не останусь в школе Монтессори. Мне нравится, как это всё эффективно работает.

      Удалить
  2. Очень интересно! Самое главное, что это система, потому и результативно! Спасибо за полезные материалы и информацию, Оксана Дмитриевна!

    ОтветитьУдалить
  3. Оксана, спасибо, что делишься!
    Сколько интересного! И ведь работает. Мы с сыном тоже карточную систему интуитивно использовали, когда осваивали чтение.
    Но я увидела несколько интересных приемов, до которых не додумалась)))
    Очень полезный материал!

    ОтветитьУдалить
  4. Здравствуйте, Оксана!
    Большое спасибо за полезный и интересный материал! Звуковые коробочки планирую ввести в следующем учебном году, понравились и игры, будем использовать! СПАСИБО!!!

    ОтветитьУдалить
  5. От души благодарю, Оксана!
    Благодаря Вашему блогу очень заинтересовалась средой Монтессори.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо за отзыв!:) Рада единомышленникам!:)

      Удалить

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...